Ребёнка нужно воспитывать так, чтобы он четко мог осознавать границы дозволенного поведения. От совсем юного малыша глупо этого ожидать. А вот если ребенок постарше нарушил сложившиеся правила, например, не убрал игрушки или что-то специально сломал, можно задуматься о наказании.
Психологи и педагогики советуют не наказывать в приступе ярости или плохом настроении. Наказание должно иметь тройное значение.
В первую очередь, оно призвано исправить вред, причиненный плохим поступком. То есть, ребенок обязан убрать за собой разбросанные игрушки или постараться починить разбитую вещь. В общем, своими действиями хоть как-то возместить причиненный ущерб.
Во-вторых, наказание должно указывать на то, чтобы такие действия больше не повторялись. У наказания отпугивающий, настораживающий смысл.
Но основная задача заключается в снятии вины. «Провинность» — это определенное отчуждение, преграда, неуверенность в дружеских взаимоотношениях с провинившимся. Поэтому наказание должно как бы смыть эту вину. В наказании должен усматриваться элемент высшей справедливости. И его виновный должен признать и принимать.
Если к наказанию мы прибегаем из-за собственной нетерпеливости, плохого настроения, приступов злобы, то мы улучшаем свое самочувствие. А вот с точки зрения воспитательной, подобное поведение приносит вред. Ребенок с минутку поплачет, попросит прощения, но основное он не усвоил. У него нет понятия о справедливости и ощущения за собой чувства вины. Также отсутствует и дальнейший урок на будущее.
Наказывая малыша, следует иметь ввиду, что наказание ребенка с ранимой психикой может его ожесточить, или озлобить против своих родителей.
В качестве наказания не следует использовать лишение жизненно необходимого для ребенка. Нельзя лишать еды, угрожать домом и т.д. Лучше наказать отсутствием внимания, но не стоит перегибать палку. Недопустимо, в качестве наказания, не разговаривать и не реагировать на ребенка 1-3 лет.